В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база:
Федеральный уровень:
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Уровень образовательной организации
Полезные ссылки:
Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество
Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества
Наставничество педагогических работников
Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMmGI3sqwMyWnF9H&index=1
Виды наставничества. Технологии передачи знаний - https://biznes-repetitor.ru/nastavnichestvo/vidy-nastavnichestva/
Современные формы наставничества - https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva
Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Чигрина С.Г., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей посмотреть
Пехова Елена Николаевна
– педагог с большим педагогическим опытом, компетентный, инициативный, обладающий организаторскими способностями. Её отличают деловитость, умение работать творчески, искать рациональные формы и методы работы с детьми и их родителями. Елена Николаевна - педагог-наставник детского сада № 104, широко использующий в профессиональной деятельности технологии развивающего обучения, личностно-ориентированную модель воспитания, проектный метод, проблемное обучение.
Приоритетное направление в работе Елены Николаевны - духовно- нравственное воспитание и формирование личностных качеств ребёнка дошкольного возраста. Взращивание и воспитание в молодом специалисте истинного современного педагога, любящего детей и стремящегося к развитию.
ОБРАЗОВАНИЕ:
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ДОЛЖНОСТЬ:
ВОСПИТАТЕЛЬ
ОБЩИЙ СТАЖ:
42 года
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ:42 года
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ:
ВЫСШАЯ
НАГРАДЫ:
- Почётная грамота департамента образования Ярославской области, 2004 год
- Почётная грамота Департамента образования, 2010 год
- Почётная грамота Министерства образования и науки, 2013 год
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ:
Конкурс образовательной организации Конкурс творческих работ «Дары осени» 14 0 0 0 0 Конкурс муниципальный Творческий конкурс «Театральная пуговка» 4 0 0 0 0 Выставка муниципальный Новогодняя выставка-конкурс детского творчества «Волшебные узоры» 1 0 0 0 0 Конкурс образовательной организации «Пасхальное чудо» 8 0 0 0 0 Акция муниципальный 8 этап открытой городской экологической акции «Батарейки, сдавайтесь!» 20 2 3 0 0 Акция образовательной организации Экологическая акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!» 20 0 20 0 0 Конкурс образовательной организации «Рождественская ярмарка»- «Рождественская игрушка» 11 0 0 0 0 Акция муниципальный Экологическая акция «Эту елку не руби!» 2 0 0 0 0 Конкурс муниципальный "Я с папой строю" 2 0 0 0 0 Акция муниципальный "Белый цветок" 7 0 0 0 0 Конкурс образовательной организации «Подарок любимому детскому саду» 5 0 5 0 0 Конкурс образовательной организации «Наш Любимый детский сад» 10 0 4 0 0 Акция муниципальный "Рождественская снежинка" 2 0 0 0 0 Конкурс образовательной организации «Краски осени» 14 3 0 0 0 Конкурс муниципальный «Счастливые хвостики» 3 0 0 0 0 Конкурс образовательной организации "Рождественское чудо" 10 0 0 0 0 Акция муниципальный «Покормите птиц зимой» 3 0 0 0 0 Конкурс образовательной организации "Осенние дары" 8 2 0 0 0 Конкурс образовательной организации "Волшебница зима" 8 0 0 0 0 Фестиваль муниципальный "Русский самовар" 3 0 1 0 0 Конкурс муниципальный "Зелёный огонёк" 2 0 0 0 0 Конкурс муниципальный Бумажная Фантазия 7 0 1 5 0 Конкурс муниципальный Чтецов "Радостный мир Даниила Хармса" 2 1 1 0 0 Конкурс международный "Мамочка милая, мама моя" 2 2 0 0 0 Фестиваль муниципальный "Рыбки-модницы" Дефиле костюмов 5 0 5 0 0 Конкурс муниципальный "Катюша" Вокальный номер. 1 0 0 0 0 Олимпиада муниципальный "Умка" 1 0 1 0 0 Олимпиада муниципальный "Танграм" 1 0 0 0 0 Конкурс региональный Горжусь тобой, любимый край. Макет "Рыбинск в декорациях". 1 1 0 0 0 Конкурс муниципальный Детского рисунка "Учите делать добро" 1 0 1 0 0 Фестиваль муниципальный "За день природу не спасти" 1 0 0 0 0 Фестиваль муниципальный Фейерверк талантов 4 4 0 0 0 Конкурс региональный "Рождественский календарь" 1 1 0 0 0 Форма Уровень Название Количество участников Количество победителей (в т.ч. в команде) Количество призеров (в т.ч. в команде) Количество победителей/призеров (в т.ч. в команде) Количество лауреатов
ОПЫТ РАБОТЫ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕС ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА:
Педагогом накоплен огромный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста:
Проект |
образовательной организации |
«Мой любимый детский сад» к 50-летию детского сада |
Проект |
образовательной организации |
Представление детских исследований в рамках защиты проекта "Город под водой" |
Проект |
образовательной организации |
Представление детских исследований в рамках защиты проекта «Чудо сад - Карякинский сад» |
Проект |
образовательной организации |
Представление детских исследований в рамках защиты проекта «Рыбинск - капелька России». Детское исследование «Где эта улица, где этот дом» |
Проект |
образовательной организации |
Представление детских исследований в рамках защиты проекта «Рыбинск - капелька России». Детское исследование «Почему в Рыбинске установлен памятник бурлаку». |
Елена Николаевна реализует в детском саду кружковую деятельность по обучению чтению "Читай-ка"
Цель программы: легкое, непринужденное обучение детей чтению в игровой форме с учетом индивидуальных интересов ребенка.
Основные задачи:
Развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, развитие психических процессов.
Образовательные – обеспечение овладения минимальным уровнем знания фонематических, звуко – буквенных, графических средств, которые дадут возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению.
Воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.
В Программе кружка учитываются характерные детям 5 – 6 лет возрастные и индивидуальные особенности.
Интегрируемые образовательные области:
Каждое занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Приоритетное направление в работе Елены Николаевны - духовно- нравственное воспитание и формирование личностных качеств ребёнка дошкольного возраста. Много лет педагог является наставником молодых начинающих воспитателей. Цель её наставнической деятельности - взращивание и воспитание в молодом специалисте истинного современного педагога, любящего детей и стремящегося к саморазвитию.
В группе Пеховой Е.Н. создана обстановка психологического комфорта. Между воспитанниками, педагогом и родителями существуют отношения дружеского взаимопонимания и партнёрского взаимодействия. Елена Николаевна активно общается с родителями, которые стали её единомышленниками в воспитании детей.
Е.Н. Пехова вносит весомый вклад в развитие методической базы детского сада. Педагог – активный участник семинаров Муниципального ресурсного центра Елена Николаевна - соавтор адаптированной парциальной программы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Её опыт востребован среди воспитателей детского сада и получил высокую оценку среди педагогов профессионального сообщества Ярославской области. Работа Пеховой Е.Н. представлена на семинарах, конференциях и методических объединениях города и области.
Полезные ссылки:
Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество
Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества
Наставничество педагогических работников
Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных рганизациях https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMmGI3sqwMyWnF9H&index=1
Виды наставничества. Технологии передачи знаний - https://biznes-repetitor.ru/nastavnichestvo/vidy-nastavnichestva/
Современные формы наставничества - https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva/viewer