В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база:
Федеральный уровень:
- Письмо Министерства Просвещения РФ№АЗ-1128/08, Профессионального союза работников народного гбразования и науки РФ№657 от 21.12.2021 года " Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (Целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях";
- Указ Президента РФ от 21.06.2022 года № 401 " О проведении в Российской Федерации Года педагог и наставника"http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003;
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»-http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 ;
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися;
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Уровень образовательной организации
- Приказ «Об организации наставничества в образовательной организации, утверждении Положения и Программы наставничества в детском саду № 104 посмотреть;
- Положение о наставничестве в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 104 посмотреть;
- План мероприятий (дорожная карта) по реализации Положения о системе наставничества работников в детском саду № 104 посмотреть;
- Приказ "О формировании наставнических пар педагогических работников" посмотреть
Полезные ссылки:
Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество
Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества
Наставничество педагогических работников
Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMmGI3sqwMyWnF9H&index=1
Виды наставничества. Технологии передачи знаний - https://biznes-repetitor.ru/nastavnichestvo/vidy-nastavnichestva/
Современные формы наставничества - https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva
Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Чигрина С.Г., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей посмотреть
Пехова Елена Николаевна
– педагог с большим педагогическим опытом, компетентный, инициативный, обладающий организаторскими способностями. Её отличают деловитость, умение работать творчески, искать рациональные формы и методы работы с детьми и их родителями. Елена Николаевна - педагог-наставник детского сада № 104, широко использующий в профессиональной деятельности технологии развивающего обучения, личностно-ориентированную модель воспитания, проектный метод, проблемное обучение.
Приоритетное направление в работе Елены Николаевны - духовно- нравственное воспитание и формирование личностных качеств ребёнка дошкольного возраста. Взращивание и воспитание в молодом специалисте истинного современного педагога, любящего детей и стремящегося к развитию.
ОБРАЗОВАНИЕ:
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ДОЛЖНОСТЬ:
ВОСПИТАТЕЛЬ
ОБЩИЙ СТАЖ:
42 года
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ:
42 года
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ:
ВЫСШАЯ
НАГРАДЫ:
- Почётная грамота департамента образования Ярославской области, 2004 год
- Почётная грамота Департамента образования, 2010 год
- Почётная грамота Министерства образования и науки, 2013 год
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ:
Конкурс |
образовательной организации |
Конкурс творческих работ «Дары осени» |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
муниципальный |
Творческий конкурс «Театральная пуговка» |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Выставка |
муниципальный |
Новогодняя выставка-конкурс детского творчества «Волшебные узоры» |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
образовательной организации |
«Пасхальное чудо» |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Акция |
муниципальный |
8 этап открытой городской экологической акции «Батарейки, сдавайтесь!» |
20 |
2 |
3 |
0 |
0 |
Акция |
образовательной организации |
Экологическая акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!» |
20 |
0 |
20 |
0 |
0 |
Конкурс |
образовательной организации |
«Рождественская ярмарка»- «Рождественская игрушка» |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Акция |
муниципальный |
Экологическая акция «Эту елку не руби!» |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
муниципальный |
"Я с папой строю" |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Акция |
муниципальный |
"Белый цветок" |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
образовательной организации |
«Подарок любимому детскому саду» |
5 |
0 |
5 |
0 |
0 |
Конкурс |
образовательной организации |
«Наш Любимый детский сад» |
10 |
0 |
4 |
0 |
0 |
Акция |
муниципальный |
"Рождественская снежинка" |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
образовательной организации |
«Краски осени» |
14 |
3 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
муниципальный |
«Счастливые хвостики» |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
образовательной организации |
"Рождественское чудо" |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Акция |
муниципальный |
«Покормите птиц зимой» |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
образовательной организации |
"Осенние дары" |
8 |
2 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
образовательной организации |
"Волшебница зима" |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Фестиваль |
муниципальный |
"Русский самовар" |
3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Конкурс |
муниципальный |
"Зелёный огонёк" |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
муниципальный |
Бумажная Фантазия |
7 |
0 |
1 |
5 |
0 |
Конкурс |
муниципальный |
Чтецов "Радостный мир Даниила Хармса" |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Конкурс |
международный |
"Мамочка милая, мама моя" |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
Фестиваль |
муниципальный |
"Рыбки-модницы" Дефиле костюмов |
5 |
0 |
5 |
0 |
0 |
Конкурс |
муниципальный |
"Катюша" Вокальный номер. |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Олимпиада |
муниципальный |
"Умка" |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Олимпиада |
муниципальный |
"Танграм" |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
региональный |
Горжусь тобой, любимый край. Макет "Рыбинск в декорациях". |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
муниципальный |
Детского рисунка "Учите делать добро" |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Фестиваль |
муниципальный |
"За день природу не спасти" |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Фестиваль |
муниципальный |
Фейерверк талантов |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
Конкурс |
региональный |
"Рождественский календарь" |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Форма |
Уровень |
Название |
Количество участников |
Количество победителей (в т.ч. в команде) |
Количество призеров (в т.ч. в команде) |
Количество победителей/призеров (в т.ч. в команде) |
Количество лауреатов |
ОПЫТ РАБОТЫ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕС ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА:
Педагогом накоплен огромный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста:
Проект |
образовательной организации |
«Мой любимый детский сад» к 50-летию детского сада |
Проект |
образовательной организации |
Представление детских исследований в рамках защиты проекта "Город под водой" |
Проект |
образовательной организации |
Представление детских исследований в рамках защиты проекта «Чудо сад - Карякинский сад» |
Проект |
образовательной организации |
Представление детских исследований в рамках защиты проекта «Рыбинск - капелька России». Детское исследование «Где эта улица, где этот дом» |
Проект |
образовательной организации |
Представление детских исследований в рамках защиты проекта «Рыбинск - капелька России». Детское исследование «Почему в Рыбинске установлен памятник бурлаку». |
Елена Николаевна реализует в детском саду кружковую деятельность по обучению чтению "Читай-ка"
Цель программы: легкое, непринужденное обучение детей чтению в игровой форме с учетом индивидуальных интересов ребенка.
Основные задачи:
Развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, развитие психических процессов.
Образовательные – обеспечение овладения минимальным уровнем знания фонематических, звуко – буквенных, графических средств, которые дадут возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению.
Воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.
В Программе кружка учитываются характерные детям 5 – 6 лет возрастные и индивидуальные особенности.
Интегрируемые образовательные области:
Каждое занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Приоритетное направление в работе Елены Николаевны - духовно- нравственное воспитание и формирование личностных качеств ребёнка дошкольного возраста. Много лет педагог является наставником молодых начинающих воспитателей. Цель её наставнической деятельности - взращивание и воспитание в молодом специалисте истинного современного педагога, любящего детей и стремящегося к саморазвитию.
В группе Пеховой Е.Н. создана обстановка психологического комфорта. Между воспитанниками, педагогом и родителями существуют отношения дружеского взаимопонимания и партнёрского взаимодействия. Елена Николаевна активно общается с родителями, которые стали её единомышленниками в воспитании детей.
Е.Н. Пехова вносит весомый вклад в развитие методической базы детского сада. Педагог – активный участник семинаров Муниципального ресурсного центра Елена Николаевна - соавтор адаптированной парциальной программы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Её опыт востребован среди воспитателей детского сада и получил высокую оценку среди педагогов профессионального сообщества Ярославской области. Работа Пеховой Е.Н. представлена на семинарах, конференциях и методических объединениях города и области.
Полезные ссылки:
Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество
Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества
Наставничество педагогических работников
Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных рганизациях https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMmGI3sqwMyWnF9H&index=1
Виды наставничества. Технологии передачи знаний - https://biznes-repetitor.ru/nastavnichestvo/vidy-nastavnichestva/
Современные формы наставничества - https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva/viewer